Состояние и перспективы применения технологий виртуальной реальности в спорте: краткий обзор
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается текущее состояние глобального рынка технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) в спорте, отмечается его рост, хотя и более медленный, чем ожидалось ранее. Особое внимание уделено российскому рынку, где развитие VR-технологий в спорте отстает от мировых лидеров, таких как США, страны ЕС и Китай, но при этом имеет значительный потенциал для роста. Проведен анализ современных тенденций и перспектив применения VR/AR в спортивной тренировке, с акцентом на боевые искусства, в частности, джиу-джитсу. Обозначены проблемы и ограничения, препятствующие развитию применения VRтехнологий в спортивных тренировках.

Ключевые слова:
виртуальная реальность в спорте, спортивная подготовка, спортивные инновации, спорттех, фиджитал спорт, цифровая трансформация спорта, иммерсивное обучение, единоборства, джиу-джитсу
Список литературы

1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (Введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания) : учебник для высших учебных заведений физкультурного профиля. — М. : Спорт, 2021. — 520 с.

2. McKinsey Technology Trends Outlook 2024 // McKinsey & Company, 2024. — URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/mckinsey-digital/our-insights/the-top-trends-in-tech#tech-trends-2024 (дата обращения: 29.01.2025)

3. Рынок корпоративного VR и AR в России, динамика телеком-отрасли в 2022 году и другая российская ИКТ-аналитика // ИБ в России: база знаний. — 09.06.2023. — URL: https://ict.moscow/news/analytics-09-06-2023 (дата обращения: 27.01.2025)

4. Global VR in Sports Market Research Report // Wise Guys Reports. — 05.06.2024. — URL: https://www.wiseguyreports.com/reports/vr-in-sports-market (дата обращения: 30.01.2025)

5. Сельский А. К. Пандемия COVID-19 как катализатор цифровой трансформации в сфере физической культуры и спорта // Цифровая трансформация физической культуры и спорта: теория, практика, подготовка кадров : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 08 апреля 2022 года / под ред. М. А. Новоселова. — М. : Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), 2022. — С. 103–108. — EDN: https://elibrary.ru/https://www.elibrary.ru/hhxgbe

6. 7 Examples of Successful Virtual Reality Marketing in 2023 // Digiskillz. — 27.02.2023. — URL: https://digiskillzz.com/examples-of-successful-virtual-reality-marketing (дата обращения: 30.01.2025)

7. Будущее технологий виртуальной и дополненной реальности (1 часть) // Марк Цукерберг в подкасте Джо Рогана, 2023. — URL: https://vk.com/video-164111404_456239723 (дата обращения: 30.01.2025)

8. Жданович Д. О., Сельский А. К., Троицкая Э. В., Филипьева Д. Д. Тенденции и потенциал развития технологичных видов спорта в студенческой среде // Физическое воспитание и студенческий спорт. — 2024. — Т. 3, № 2. — С. 123–128. — DOI: https://doi.org/10.18500/2782-4594-2024-3-2-123-128

9. Zhang S. Intelligent Physical Education: an exploration of virtual reality applications in college martial arts courses // Applied Mathematics and Nonlinear Sciences. — 2024. — Vol. 9, № 1. — P. 1–17. — DOI: https://doi.org/10.2478/amns-2024-238

10. Richlan F., Wei M., Kastner P., Braid J. Virtual training, real effects: a narrative review on sports performance enhancement through interventions in virtual reality // Front Psychology. — 2023. — Vol. 19. — Article 1240790. — DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1240790

11. Taupin M. L., Romeas T., Labbe D. Effects of virtual reality training on boxing performance, 2023. — URL: https://www.researchgate.net/publication/371037631_Effects_of_virtual_reality_training_on_boxing_performance (дата обращения: 02.02.2025)

12. Polikanova I., Yakushina A., Leonov S., Kruchinina A., Chertopolokhov V., Liutsko L. Study of Differences in Motor Reactions and Performances in Professional Ice Hockey Players and not Experienced Participants Using Virtual Reality (VR) Technology // Behavioral Sciences. — 2021. — Vol. 10. — DOI: https://doi.org/10.20944/preprints202103.0776.v1

13. Lijo J., Tony T., Alan S., Madhav H., Gigi J. Virtual Combat Training: The Role of VR in Enhancing Martial Arts Practice and Education // International Research Journal on Advanced Engineering and Management. — 2024. — Vol. 2, № 12. — P. 3523–3530. — DOI: https://doi.org/10.47392/IRJAEM.2024.521

14. Ultimate VR Workout: Boxing and Jiu Jitsu for Fitness and Fun. — 25.08.2024. — URL: https://cfeanimeandcomics.com/cfe-blog/f/ultimate-vr-workout-boxing-and-jiu-jitsu-for-fitness-and-fun (дата обращения: 02.02.2025)

15. Спорттех: исследование российского рынка технологических проектов в спорте // Иннопрактика. — 2023. — URL: https://innopraktika.ru/upload/SportTech_2023.pdf (дата обращения: 20.01.2025)

Войти или Создать
* Забыли пароль?