студент с 01.01.2024 по настоящее время
Россия
сотрудник с 01.01.2024 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
ВАК 5.3.4 Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
ВАК 5.8.4 Физическая культура и профессиональная физическая подготовка
ВАК 5.8.5 Теория и методика спорта
ВАК 5.8.6 Оздоровительная и адаптивная физическая культура
ВАК 2.2.12 Приборы, системы и изделия медицинского назначения
УДК 796.8 Единоборства.Тяжелая атлетика. Силовой спорт
УДК 338.46 Сфера услуг. Экономика сферы услуг
УДК 004 Информационные технологии. Компьютерные технологии. Теория вычислительных машин и систем
УДК 355.233.22 Физическое воспитание. Физические упражнения. Плавание. Фехтование. Спорт
УДК 351.855.3 Игры. Спорт. Увеселения
ГРНТИ 77.00 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ГРНТИ 20.00 ИНФОРМАТИКА
ОКСО 09.00.00 Информатика и вычислительная техника
ОКСО 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина
ОКСО 44.00.00 Образование и педагогические науки
ББК 3 ТЕХНИКА. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ББК 73 Научно-информационная деятельность
ББК 74 Образование. Педагогическая наука
ББК 75 Физическая культура и спорт
ТБК 5 ПРИКЛАДНЫЕ НАУКИ. ТЕХНИКА. МЕДИЦИНА
ТБК 7 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. ЭКОНОМИКА. ПРАВО.
BISAC COM014000 Computer Science
BISAC COM072000 Computer Simulation
BISAC COM023000 Educational Software
BISAC COM074000 Hardware / Mobile Devices
BISAC COM079010 Human-Computer Interaction (HCI)
BISAC COM012040 Programming / Games
BISAC COM057000 Virtual Worlds
В статье рассматривается текущее состояние глобального рынка технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) в спорте, отмечается его рост, хотя и более медленный, чем ожидалось ранее. Особое внимание уделено российскому рынку, где развитие VR-технологий в спорте отстает от мировых лидеров, таких как США, страны ЕС и Китай, но при этом имеет значительный потенциал для роста. Проведен анализ современных тенденций и перспектив применения VR/AR в спортивной тренировке, с акцентом на боевые искусства, в частности, джиу-джитсу. Обозначены проблемы и ограничения, препятствующие развитию применения VRтехнологий в спортивных тренировках.
виртуальная реальность в спорте, спортивная подготовка, спортивные инновации, спорттех, фиджитал спорт, цифровая трансформация спорта, иммерсивное обучение, единоборства, джиу-джитсу
1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (Введение в теорию физической культуры; общая теория и методика физического воспитания) : учебник для высших учебных заведений физкультурного профиля. — М. : Спорт, 2021. — 520 с.
2. McKinsey Technology Trends Outlook 2024 // McKinsey & Company, 2024. — URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/mckinsey-digital/our-insights/the-top-trends-in-tech#tech-trends-2024 (дата обращения: 29.01.2025)
3. Рынок корпоративного VR и AR в России, динамика телеком-отрасли в 2022 году и другая российская ИКТ-аналитика // ИБ в России: база знаний. — 09.06.2023. — URL: https://ict.moscow/news/analytics-09-06-2023 (дата обращения: 27.01.2025)
4. Global VR in Sports Market Research Report // Wise Guys Reports. — 05.06.2024. — URL: https://www.wiseguyreports.com/reports/vr-in-sports-market (дата обращения: 30.01.2025)
5. Сельский А. К. Пандемия COVID-19 как катализатор цифровой трансформации в сфере физической культуры и спорта // Цифровая трансформация физической культуры и спорта: теория, практика, подготовка кадров : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 08 апреля 2022 года / под ред. М. А. Новоселова. — М. : Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), 2022. — С. 103–108. — EDN: https://elibrary.ru/https://www.elibrary.ru/hhxgbe
6. 7 Examples of Successful Virtual Reality Marketing in 2023 // Digiskillz. — 27.02.2023. — URL: https://digiskillzz.com/examples-of-successful-virtual-reality-marketing (дата обращения: 30.01.2025)
7. Будущее технологий виртуальной и дополненной реальности (1 часть) // Марк Цукерберг в подкасте Джо Рогана, 2023. — URL: https://vk.com/video-164111404_456239723 (дата обращения: 30.01.2025)
8. Жданович Д. О., Сельский А. К., Троицкая Э. В., Филипьева Д. Д. Тенденции и потенциал развития технологичных видов спорта в студенческой среде // Физическое воспитание и студенческий спорт. — 2024. — Т. 3, № 2. — С. 123–128. — DOI: https://doi.org/10.18500/2782-4594-2024-3-2-123-128
9. Zhang S. Intelligent Physical Education: an exploration of virtual reality applications in college martial arts courses // Applied Mathematics and Nonlinear Sciences. — 2024. — Vol. 9, № 1. — P. 1–17. — DOI: https://doi.org/10.2478/amns-2024-238
10. Richlan F., Wei M., Kastner P., Braid J. Virtual training, real effects: a narrative review on sports performance enhancement through interventions in virtual reality // Front Psychology. — 2023. — Vol. 19. — Article 1240790. — DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1240790
11. Taupin M. L., Romeas T., Labbe D. Effects of virtual reality training on boxing performance, 2023. — URL: https://www.researchgate.net/publication/371037631_Effects_of_virtual_reality_training_on_boxing_performance (дата обращения: 02.02.2025)
12. Polikanova I., Yakushina A., Leonov S., Kruchinina A., Chertopolokhov V., Liutsko L. Study of Differences in Motor Reactions and Performances in Professional Ice Hockey Players and not Experienced Participants Using Virtual Reality (VR) Technology // Behavioral Sciences. — 2021. — Vol. 10. — DOI: https://doi.org/10.20944/preprints202103.0776.v1
13. Lijo J., Tony T., Alan S., Madhav H., Gigi J. Virtual Combat Training: The Role of VR in Enhancing Martial Arts Practice and Education // International Research Journal on Advanced Engineering and Management. — 2024. — Vol. 2, № 12. — P. 3523–3530. — DOI: https://doi.org/10.47392/IRJAEM.2024.521
14. Ultimate VR Workout: Boxing and Jiu Jitsu for Fitness and Fun. — 25.08.2024. — URL: https://cfeanimeandcomics.com/cfe-blog/f/ultimate-vr-workout-boxing-and-jiu-jitsu-for-fitness-and-fun (дата обращения: 02.02.2025)
15. Спорттех: исследование российского рынка технологических проектов в спорте // Иннопрактика. — 2023. — URL: https://innopraktika.ru/upload/SportTech_2023.pdf (дата обращения: 20.01.2025)