Модельные характеристики киберспортсменов на основе цифровых следов в видеоиграх
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность. Киберспорт из любительского увлечения превратился в профессиональный вид спорта с глобальным значением. Эффективность киберспортсменов определяется не только способностями, но и умением анализировать и адаптировать игровое поведение на основе данных, что формирует их модельные характеристики. Моделирование, как ведущий метод спортивной подготовки, направлено на воспроизведение закономерностей деятельности спортсмена для её оптимизации. В киберспорте модельные характеристики отражены в формате цифрового следа (рейтинга) непосредственно в цифровых средах видеоигр. Изучение систематизации алгоритмов составления рейтингов в видеоиграх, являющимися международными киберспортивными дисциплинами, а также модельных характеристик на их основе, является актуальным. Методы. Анализ научной литературы и специализированных Интернет-ресурсов (цифровые следы в 13 видеоиграх), опрос экспертов (n=26) и моделирование. Результаты. В статье представлен обзор научной литературы, посвященной модельным характеристикам в киберспорте, а также дан анализ систем подсчета в видеоиграх, являющихся международными киберспортивными дисциплинами. На основе бесед с экспертами и анализа баз данных цифровых следов в видеоиграх составлены модельные характеристик киберспортсменов. Представлен системный анализ модельных характеристик киберспортсменов, формируемых посредством комплексного исследования цифровых следов, генерируемых в процессе игрового взаимодействия в видеоиграх. Были изучены и структурированы модельные характеристики киберспортсменов разного уровня квалификации в 13 видеоиграх (Dota 2, CS2, League of Legends , Valorant, Standoff 2, Warface, Мир танков (Стальной охотник), Мир танков (7x7 киберспорт), Mobile Legends: Bang Bang, Apex Legends, Fortnite, Rocket League, Tekken 8, FC 24 (спортивный симулятор)) для каждого из этапов спортивной подготовки. Заключение. Модельные характеристики киберспортсменов на основе цифрового следа (рейтинга) в видеоиграх являются ориентиром для моделирования тренировочных нагрузок для каждого из этапов спортивной подготовки. Результаты данного исследования могут стать основой спортивного отбора, как важного элемента спортивной подготовки.

Ключевые слова:
спорт, модельные характеристики, киберспорт, видеоигры, спортивная подготовка, цифровые следы, внутриигровой рейтинг
Список литературы

1. Скаржинская Е.Н., Береснева В.А. История киберспорта в мире и России: периодизация // Homo Cyberus. – 2025. – № 1-2(18-19). – EDN: https://elibrary.ru/juhtlq

2. Гребеньков В.С., Залилов М.А. Модельные характеристики участников The International 2021 // Компьютерный спорт: проблемы и перспективы развития : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 02 декабря 2021 года. – Москва: РГУФКСМиТ, 2021. – С. 29-34. – EDN: https://elibrary.ru/higzyx

3. Щепотьев А.М. Теоретические основы разработки модельных характеристик киберспортсменов // Прикладные аспекты киберспорта: Материалы I Межрегиональной конференции, Москва, 22 февраля 2019 года. – Москва: РГУФКСМиТ, 2019. – С. 64-67. – EDN: https://elibrary.ru/mcbgfq

4. Скаржинский Н.С., Гребеньков В.С., Мартыненко И.В. Модельные характеристики киберспортсменов в дисциплине "Воевая арена" (на примере Dota2) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – № 5. – С. 31. – EDN: https://elibrary.ru/kopztg

5. Аржаков Д.О., Бурмистров Д.С. Сравнительный анализ внутриигровых показателей игровой деятельности в боевой арене и тактическом трехмерном бое // Компьютерный спорт (киберспорт): проблемы и перспективы развития : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 08 декабря 2022 года. – Москва: РУС «ГЦОЛИФК», 2022. – С. 16-19. – EDN: https://elibrary.ru/szdtum

6. Ермаков А.В., Скаржинская Е.Н. Анализ больших данных как инструмент оценки профессионализации компьютерного спорта // Теория и практика физической культуры. – 2023. – № 4. – С. 15-17. – EDN: https://elibrary.ru/ekwdzm

7. Новоселов М.А., Залилов М.А., Скаржинский Н.С. Киберспортивная игра Counter-Strike: Global Offensive как предмет научного исследования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – № 5. – С. 46. – EDN: https://elibrary.ru/trrtkq

8. Скаржинская Е.Н. Методические подходы к разработке федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «компьютерный спорт» // Компьютерный спорт (киберспорт): состояние и перспективы развития : Межрегиональная научно-практическая конференции, Москва, 10 декабря 2020 года. – Москва: РГУФКСМиТ, 2020. – С. 161-166. – EDN: https://elibrary.ru/jaukgs

9. Mendoza Torrico G., Bonilla I., Chamarro A., Jimenez M. The defining characteristics of esports players. A systematic review of the samples used in esports research. Aloma Revista de Psicologia Ciències de l’Educació i de l’Esport, 2023, vol. 41, no. 1, pp. 111-120. – DOI: https://doi.org/10.51698/aloma.2023.41.1.111-120

10. Bahrololloomi F., Sauer S., Klonowski F., Horst R., Dörner R. A Machine Learning based Analysis of e-Sports Player Performances in League of Legends for Winning Prediction based on Player Roles and Performances. Proceedings of the 14th International Conference on Agents and Artificial Intelligence, 2022, pp. 68-76. – DOI: https://doi.org/10.5220/0010895900003124

11. Urbaniak K., Wątróbski J., Salabun W. Identification of Players Ranking in E-Sport. Applied Sciences, 2020, vol. 10, no. 19, 6768. – DOI: https://doi.org/10.3390/app10196768


Войти или Создать
* Забыли пароль?